Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

2

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА

В начале года, когда я был в гостях у Анатолия Черных (об этом петербургском художнике мы писали во втором выпуске «Консула» за этот год), он высказал мысль, с которой трудно не согласиться: надо писать портреты великих россиян, петербуржцев при их жизни. Поклониться, поблагодарить таким образом людей, много сделавших для страны и нашего города. Время идет, и мы не знаем, кто займет их место и что эти вновь пришедшие смогут сделать для нас. Иногда кажется, что таких, к которым следует прислушиваться, подражать им — таких сегодня почти нет…

Анатолий Черных — известный портретист. Он запечатлел на холсте великих исторических деятелей — Петра I и Александра II и видных представителей русской культуры прошлого — А. Ф. Кони, П. Ф. Лесгафта, а также наших современников, сравнительно недавно ушедших из жизни, — В. С. Высоцкого и Д. С. Лихачева. Художник искренне сожалеет, что ни самого народного артиста России, ни великого ученого ему не привелось писать с натуры… Да, портреты удались, более того — они получили высокую оценку крупнейших специалистов в области живописи.

И все же… И все же художник хочет осуществить свою давнюю мечту — создать галерею прижизненных портретов великих петербуржцев. Эта идея окончательно оформилась, когда был закончен портрет Лихачева. Через три года он пишет портрет В. А. Гергиева — одного из выдающихся дирижеров современности. Именно тогда мир высокой музыки захватил Анатолия. Художник решил продолжить этот ряд. Юрий Темирканов! Он должен, должен написать портрет великого Маэстро! Но как подойти к решению столь непростой задачи? Ведь эта личность так масштабна, сложна, многогранна… Как постичь ее, выделить самое главное?

Он познакомился с Юрием Хатуевичем, в течение полугода ходил на его концерты и репетиции, старался запомнить, зафиксировать все: жесты, мимику, речь Маэстро, его манеру творческого общения с оркестром. И слушал, слушал музыку. Долгие поиски, раздумья, эскизы, наброски.

Анатолий побывал в гостях у Маэстро, беседовал с ним и был поражен тонкостью его художественного вкуса, широтой познаний в области изобразительного искусства. Часто бывая за границей, Темирканов посетил все лучшие картинные галереи мира, впитал бессмертную красоту полотен великих мастеров. Как захватывающе интересно, ярко, образно говорил он об искусстве, рассказывал о виденных им шедеврах! Это был настоящий океан глубоких знаний. На любой вопрос, заданный в ходе беседы, следовал подробный, чрезвычайно интересный ответ. Сам Маэстро — виртуозный рисовальщик, этот талант проявился у него еще в детстве. А какая чудесная в его доме библиотека, как ее хозяин знает и любит литературу, как читает наизусть Пушкина...

Художника захватило, очаровало духовное богатство этого удивительного Человека. Его осенило: интеллект! Вот от чего ему надо отталкиваться в работе над портретом. Темирканов — не только великий дирижер, властитель звуков, он — блестящий интеллектуал. И сразу родился образ! Это был выплеск, как будто распрямилась долго сжимаемая пружина. «”Реквием” Моцарта». Да, реквием, но общая тональность картины — не траурная… Дирижер не касается партитуры — это духовная связь, священнодействие, молебствие — рука маэстро воздета, как для благословения. Возникает некая таинственная цепь неуловимых отношений: художник положил на холст бессмертный «Реквием» Моцарта, пропущенный через уникальный талант Темирканова…

Длительная работа была закончена, и Анатолий Черных хотел показать ее Юрию Хатуевичу. Уже договорились о встрече, но она все откладывалась: график Маэстро очень плотен — репетиции, концерты, гастроли… Наконец наступил день, который Анатолий запомнит на всю жизнь. 8 июля Маэстро Темирканов посетил его мастерскую. Да, как всегда, он был очень занят, но нашел эти часы для общения с художником. С каким искренним увлечением осматривал он картины, висящие на стенах мастерской! Черных видел — Маэстро каждой клеточкой впитывает живопись, и зоркий глаз художника отмечал все нюансы переживаний этого тонко чувствующего искусство человека.

Анатолий говорит, что вся жизнь для него теперь разделилась на «до» и «после» 8 июля 2011 года. Гость долго, внимательно вглядывался в «Реквием» и — принял его, оставив на картине свой автограф. Общение с мастером было потрясающе интересным. Перед уходом Юрий Хатуевич попросил фломастер, и на листе бумаги в считанные мгновения родился автошарж — это было удивительно. Сразу вспомнились рисунки другого гения — великого русского певца Федора Шаляпина.

Одновременно художник работал над вторым портретом Темирканова, переписывал первоначальный его вариант — вносил коррективы, увидев новые грани этой поистине непостижимой до конца творческой личности. Как и все портреты, написанные Анатолием, он поражает своим психологизмом: одухотворенное, озаренное чувством святой любви к музыке лицо Маэстро, его сильные, нервные руки, словно открывающие для нас врата в бездонный космос чудных звуков… Портрет был еще не закончен, но художник уже придумал для него название: «Служитель избранный Творца».

Темиркановская тема захватила Анатолия Черных — она бесконечна, неисчерпаема, как творчество самого Темирканова. Художник обязательно ее продолжит. Каким видится ее дальнейшее воплощение? Может быть, «Пушкин—Чайковский—Темирканов»? Пока точного ответа нет, известно одно: Анатолий Черных остается верен своей идее создания галереи прижизненных портретов великих петербуржцев. Пожелаем же ему новых творческих успехов.

Журнал «Консул»
(№ 4(27) 2011)

 

Маэстро в гостях у художника

Реквием Моцарта

Служитель избранный Творца

За портреты художественного
руководителя филармонии,
Народного артиста СССР,
главного дирижера
Заслуженного коллектива России
академического
симфонического оркестра
Санкт-Петербургской филармонии
Юрия Хатуевича Темирканова
администрация академической
филармонии имени
Д. Д. Шостаковича выдвинула
на соискание премии
Правительства Санкт-Петербурга.

Впервые за всю историю!

Музыка Жизни!

Александр Дмитриев —
Народный артист СССР.
Седьмая ленинградская
симфония

Николай Алексеев —
Народный артист России.
И бури гром
и звук свирели


© Анатолий Черных персональный сайт- художник, график 2004-2018 - CMS Made Simple
This site is powered by CMS Made Simple